МКОУ СОШ №2 им.И.С.Унковского
п.Воротынск Бабынинский район Калужская область
  • Музейная педагогика

    Роль школьного музея в социализации детей и подростков

    Школьный музей обладает значительным потенциалом художественно эстетического, познавательно-воспитательного, аксиологического развития учащихся. Использование музейных ценностей в образовательном процессе, положительно влияет на эмоциональную, эстетическую и нравственную сферу личности учащихся. Освоение учащимися музейного материала способствует развитию целостного представления об окружающем мире; формированию ценностного, эмоционального отношения к культурному наследию. Организация музейной работы в школе повышает музей но образовательную компетентность учащихся; благоприятствует ценностно­ целевому, культурно-познавательному и деятельностно-творческому развитию личности учащихся (на основе Т.Я. Лукашевой).

    Вся музейная работа в школе строится на основе диалога педагогов и учеников, представителей различных социальных и профессиональных групп, разных поколений.

    Цель музейной педагогики в школе - создание условий для гражданско- патриотического воспитания личности учащегося путём включения его в многообразную деятельность школьного музея.

    Направления деятельности школьного музея поисково-собирательское; экспозиционное (оформительское); экскурсионное, а также культурно массовые мероприятия и дела, осуществляемые в рамках музейной работы способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности учащихся, их успешной социализации и самореализации.

    Проведение экскурсий и уроков в музее, встреч с интересными людьми, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением способствуют расширению сферы общения и деятельности учащихся.

    Итогом посещения музея становится самостоятельное творчество учащихся (рисунок, поделка, сочинение, эссе или статья на тему увиденного, создание моделей, презентаций и т.д.).

    В рамках музейной педагогики используются массовые, групповые, индивидуальные формы организации деятельности учащихся. К массовым формам относятся: традиционные и театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции (научно-практические, читательские, зрительские), форумы, дебаты, лекции, сотрудничество с другими музеями и иными организациями.

    Эффективными групповыми формами музейной работы являются кружок, оформление газет, журналов, создание видеофильмов, презентаций, написание музейных экскурсионных. Названные виды деятельности осуществляются при взаимодействии педагогов, учащихся, родителей и других заинтересованных лиц. Результаты такого сотрудничества используются в классно-урочной и внеурочной, внеклассной учебной и воспитательной работе.

    Индивидуальная работа в рамках музейной педагогики предполагает изучение литературы, документов, архивов, подготовку докладов, рефератов, проведение и оформление результатов научных исследований.

    Все приведенные формы организации музейной работы школьников взаимно дополняют и обогащают друг друга.

    В процессе организации музейной работы в школе эффективно использовать метод проектов, игровые технологии, технологию коллективных творческих дел, технологию проблемного обучения.

    Музейная работа в школе выполняет информационную; культур образующую; социально адаптирующую роли; ее организация способствует созданию условий для формирования национального и исторического самосознания; развития общей культуры; адаптации к жизни в обществе, обеспечивая тем самым успешную социализацию школьников.

    Краткая история музея

    Историко-краеведческий музей  создан 1 сентября  1993 года  учащимися и педагогами  школы.  В своем становлении  музей прошел  три  этапа. Первый этап(1992-2000) характеризуется  созданием школьного краеведческого клуба «Родники»(руководитель-Изотова Т.В.), деятельность которого  по сбору  предметов труда и быта   и оформление экспозиции «Крестьянская изба Калужской губернии  конца 19-начала 20 века» привела к появлению этнографического отдела музея, где стали проводится  музейные инсценировки-«В гостях у бабушки Лукерьи», «Жемчужина окатная», «Ребята и зверята». Краеведами была  установлена  тесная связь и сотрудничество с потомками  знаменитого земляка  адмирала  Ивана Семеновича Унковского –инженером –кораблестроителем Ю.М. Унковским  (г. Москва) , подполковником  пограничных войск в отставке В.И. Унковским (г.Калуга) , кандидатом химических наук В.И. Унковским (г.Калуга),начался сбор материалов по теме «Адмирал И.С. Унковский»,целью которого было присвоение  школе  его имени. По Постановлению №490от 2 ноября 1999 года Губернатора Калужской области  ВВ. Сударенкова  «за многолетнюю  и плодотворную и историко-краеведческую работу  среди учащейся молодежи» школе было присвоено имя  военного моряка, государственного и общественного деятеля второй половины 19 века  адмирала И.С. Унковского. В мае 1993 года в школе был создан отряд «Отечество» (руководитель-Кашников В.Ю.) ,который начал активную поисковую деятельность в   Вахтах Памяти , что привело к созданию в 2000 году военно-исторического отдела  музея. Начинается сотрудничество с ветераном  ВОВ, освободителем Воротынска Иваном Федоровичем Милехиным (1917-2015).Также первый этап характеризуется началом организации научно-исследовательской  работы учащихся, участием в   научно-практических конференциях   районного, областного и  всероссийского уровней.. Второй этап (2001-2013) характеризуется развитием и углублением  краеведческой и музейной работы в школе: создан военно-исторический  отдел музея, появляются новые   музейные витрины, диорама «Оборона Калуги в октябре 1941 года, организуются тематические экскурсии по  классам. Музей устанавливает тесную связь  и сотрудничество  с академиком РАО Владимиром Павловичем  Максаковским  (1922-2015),которого в октябре 1941 года спасли жители д.Доропоново. Укрепляется  сотрудничество с НП «Угра». Краеведы начинают сбор материалов  по теме «Знаменитый полководец 16 века  князь М.И. Воротынский» , что дает возможность  расширить экспозицию музея,совершают путешествие в  г.Кириллов, где в  Кирилло-Белозерском монастыре находится усыпальница  князей Воротынских. На основе собранных материалов   проводится реэкспозиция  музея, ведется большая научно-исследовательская работа по темам: «Древний Воротынск», «Князь М.И. Воротынский», «Адмирал И.С. Унковский», «История окрестных деревень», Воротынск в годы Великой Отечественной войны», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Академик В.П. Максаковский» и др. Третий этап (2014-2018) характеризуется  воссозданием  экспозиции военно-исторического отдела музея в отдельном помещении, открытием мемориальной комнаты адмирала И.С. Унковского, имя которого носит наша школа, установкой в  ней бюста  нашего знаменитого земляка, который подарили музею его потомки, созданием буклета «15 лет с именем И.С. Унковского», установкой на школе мемориальной доски  адмиралу, большой научно-исследовательской  деятельностью учащихся.

    Руководитель и участники школьного кружка «Школа юных экскурсоводов «Родники»»

    Кричевцова Лидия Ивановна.
    педагог-организатор, руководитель школьного музея
    Осташкин Евгений.
    Экскурсовод школы 7 "В"
    Воронина Ирина.
    Экскурсовод школы 7 "А"
    Кузин Михаил.
    Экскурсовод школы 7 "А"
    Меркулов Артём.
    Экскурсовод школы 7 "В"
    Пенчук Богдан.
    Экскурсовод школы 7 "В"

    Материалы к Всероссийскому онлайн-конкурсу "Маршал Жуков"

    Найдено: 2
    Прошедшие мероприятия
    Вчера учащиеся МКОУ "СОШ" с. Муромцево посетили МКОУ СОШ №2 им. И. С. Унковского..

    Вчера учащиеся МКОУ "СОШ" с. Муромцево посетили МКОУ СОШ №2 им. И. С. Унковского.

    Сегодня учащиеся МКОУ "СОШ" с. Муромцево посетили МКОУ СОШ №2 им. И. С. Унковского. Гости школы увидели мемориальную комнату И. С. Унковского, где они узнали о жизни и деятельности нашего земляка, чьё имя носит наша школа.
    26 марта вторник, 11:00
    • Все документы
    • Планы
    • Воспитательная работа

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie