Роль школьного музея в социализации детей и подростков
Школьный музей обладает значительным потенциалом художественно эстетического, познавательно-воспитательного, аксиологического развития учащихся. Использование музейных ценностей в образовательном процессе, положительно влияет на эмоциональную, эстетическую и нравственную сферу личности учащихся. Освоение учащимися музейного материала способствует развитию целостного представления об окружающем мире; формированию ценностного, эмоционального отношения к культурному наследию. Организация музейной работы в школе повышает музей но образовательную компетентность учащихся; благоприятствует ценностно целевому, культурно-познавательному и деятельностно-творческому развитию личности учащихся (на основе Т.Я. Лукашевой).
Вся музейная работа в школе строится на основе диалога педагогов и учеников, представителей различных социальных и профессиональных групп, разных поколений.
Цель музейной педагогики в школе - создание условий для гражданско- патриотического воспитания личности учащегося путём включения его в многообразную деятельность школьного музея.
Направления деятельности школьного музея поисково-собирательское; экспозиционное (оформительское); экскурсионное, а также культурно массовые мероприятия и дела, осуществляемые в рамках музейной работы способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности учащихся, их успешной социализации и самореализации.
Проведение экскурсий и уроков в музее, встреч с интересными людьми, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением способствуют расширению сферы общения и деятельности учащихся.
Итогом посещения музея становится самостоятельное творчество учащихся (рисунок, поделка, сочинение, эссе или статья на тему увиденного, создание моделей, презентаций и т.д.).
В рамках музейной педагогики используются массовые, групповые, индивидуальные формы организации деятельности учащихся. К массовым формам относятся: традиционные и театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции (научно-практические, читательские, зрительские), форумы, дебаты, лекции, сотрудничество с другими музеями и иными организациями.
Эффективными групповыми формами музейной работы являются кружок, оформление газет, журналов, создание видеофильмов, презентаций, написание музейных экскурсионных. Названные виды деятельности осуществляются при взаимодействии педагогов, учащихся, родителей и других заинтересованных лиц. Результаты такого сотрудничества используются в классно-урочной и внеурочной, внеклассной учебной и воспитательной работе.
Индивидуальная работа в рамках музейной педагогики предполагает изучение литературы, документов, архивов, подготовку докладов, рефератов, проведение и оформление результатов научных исследований.
Все приведенные формы организации музейной работы школьников взаимно дополняют и обогащают друг друга.
В процессе организации музейной работы в школе эффективно использовать метод проектов, игровые технологии, технологию коллективных творческих дел, технологию проблемного обучения.
Музейная работа в школе выполняет информационную; культур образующую; социально адаптирующую роли; ее организация способствует созданию условий для формирования национального и исторического самосознания; развития общей культуры; адаптации к жизни в обществе, обеспечивая тем самым успешную социализацию школьников.
Краткая история музея
Историко-краеведческий музей создан 1 сентября 1993 года учащимися и педагогами школы. В своем становлении музей прошел три этапа. Первый этап(1992-2000) характеризуется созданием школьного краеведческого клуба «Родники»(руководитель-Изотова Т.В.), деятельность которого по сбору предметов труда и быта и оформление экспозиции «Крестьянская изба Калужской губернии конца 19-начала 20 века» привела к появлению этнографического отдела музея, где стали проводится музейные инсценировки-«В гостях у бабушки Лукерьи», «Жемчужина окатная», «Ребята и зверята». Краеведами была установлена тесная связь и сотрудничество с потомками знаменитого земляка адмирала Ивана Семеновича Унковского –инженером –кораблестроителем Ю.М. Унковским (г. Москва) , подполковником пограничных войск в отставке В.И. Унковским (г.Калуга) , кандидатом химических наук В.И. Унковским (г.Калуга),начался сбор материалов по теме «Адмирал И.С. Унковский»,целью которого было присвоение школе его имени. По Постановлению №490от 2 ноября 1999 года Губернатора Калужской области ВВ. Сударенкова «за многолетнюю и плодотворную и историко-краеведческую работу среди учащейся молодежи» школе было присвоено имя военного моряка, государственного и общественного деятеля второй половины 19 века адмирала И.С. Унковского. В мае 1993 года в школе был создан отряд «Отечество» (руководитель-Кашников В.Ю.) ,который начал активную поисковую деятельность в Вахтах Памяти , что привело к созданию в 2000 году военно-исторического отдела музея. Начинается сотрудничество с ветераном ВОВ, освободителем Воротынска Иваном Федоровичем Милехиным (1917-2015).Также первый этап характеризуется началом организации научно-исследовательской работы учащихся, участием в научно-практических конференциях районного, областного и всероссийского уровней.. Второй этап (2001-2013) характеризуется развитием и углублением краеведческой и музейной работы в школе: создан военно-исторический отдел музея, появляются новые музейные витрины, диорама «Оборона Калуги в октябре 1941 года, организуются тематические экскурсии по классам. Музей устанавливает тесную связь и сотрудничество с академиком РАО Владимиром Павловичем Максаковским (1922-2015),которого в октябре 1941 года спасли жители д.Доропоново. Укрепляется сотрудничество с НП «Угра». Краеведы начинают сбор материалов по теме «Знаменитый полководец 16 века князь М.И. Воротынский» , что дает возможность расширить экспозицию музея,совершают путешествие в г.Кириллов, где в Кирилло-Белозерском монастыре находится усыпальница князей Воротынских. На основе собранных материалов проводится реэкспозиция музея, ведется большая научно-исследовательская работа по темам: «Древний Воротынск», «Князь М.И. Воротынский», «Адмирал И.С. Унковский», «История окрестных деревень», Воротынск в годы Великой Отечественной войны», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Академик В.П. Максаковский» и др. Третий этап (2014-2018) характеризуется воссозданием экспозиции военно-исторического отдела музея в отдельном помещении, открытием мемориальной комнаты адмирала И.С. Унковского, имя которого носит наша школа, установкой в ней бюста нашего знаменитого земляка, который подарили музею его потомки, созданием буклета «15 лет с именем И.С. Унковского», установкой на школе мемориальной доски адмиралу, большой научно-исследовательской деятельностью учащихся.
Руководитель и участники школьного кружка «Школа юных экскурсоводов «Родники»»